Финанс.,
21 декабря 2010 г.
Не сломаться на переломе
1539 просмотров
Уходящий год стал для страхового рынка переломным. И не только потому, что кризисное падение наконец-то остановилось. Вопреки негативным прогнозам (а многие эксперты год назад предрекали рынку стагнацию и даже падение сборов на 5% и больше), объем премий, скорее всего, выйдет в плюс.
По предварительным оценкам, рост может составить 6–8%. Но важнее другое – обозначились перспективы развития рынка на ближайшие годы. Впервые проблемы отрасли обсуждались на уровне руководства государством – на встрече президента со страховщиками и регуляторами рынка. Дмитрий Медведев подтвердил намерение государства развивать страхование как инструмент защиты финансовых интересов. Это придало импульс к реформированию отрасли. Вопрос только в том, сумеют ли сами страховщики использовать те шансы, которые им предоставлены.
По следам катастроф
По количеству законодательных инициатив 2010 год может стать рекордным для страховщиков за последнее двадцатилетие. С самого начала года был дан старт целому блоку поправок в страховое законодательство. К сожалению, большинство проектов появилось в связи с трагическими событиями. Взять закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Его обсуждение началось почти десять лет назад, а первое чтение проект прошел аж в 2005 году. Однако приняли закон только этим летом, после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и аварии на шахте Распадская. Трагедия с «Невским экспрессом» и взрывы в московском метро заставили задуматься о механизмах страхования пассажиров. В итоге в Госдуму поступил законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Засуха нынешнего лета побудила пересмотреть подходы к агрострахованию. А масштаб бедствий от пожаров, уничтоживших более двух тысяч домов, вновь всколыхнул споры о необходимости обязательного противопожарного страхования. Массовый исход страховщиков, который наблюдался в разгар кризиса, поставил на повестку дня вопросы финансовой устойчивости и платежеспособности компаний. В конечном счете, это привело к повышению требований к уставному капиталу страховщиков, к принятию ряда поправок, регулирующих процедуру банкротства и предупреждающих ее. Теперь Росстрахнадзор планирует пересмотреть и требования к качеству активов, ужесточить контроль над отчетностью. На очереди целая серия новых законов. По мнению заместителя генерального директора по стратегии СК «Согласие» Юрия Горлина, с высокой вероятностью будут приняты законопроекты о сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой, о противопожарном страховании, о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. «Открытие новых рынков будет способствовать развитию страховой отрасли и, как следствие, построению профессионального, государственно-ориентированного инструмента защиты интересов населения и бизнеса», – убежден он. Вот только введение новых видов обязательного страхования потребует массы усилий от всего рынка. «Страховщикам предстоит год подготовки. Это очень важный период. Однажды рынок уже готовился к введению обязательного массового вида страхования. И не могу сказать, что сделал это блестяще. Теперь надо учесть все уроки. Необходимо разработать массу подзаконных актов и нормативных документов, договориться о четких правилах допуска на новые рынки», – считает генеральный директор «Ресо-гарантии» Дмитрий Раковщик.
Выплаты ставят рекорды
«Этот год, безусловно, войдет в историю российского страхования катастрофическим всплеском убыточности по страхованию сельскохозяйственных рисков, связанным с аномальной жарой прошедшего лета», – считает директор департамента урегулирования убытков имущественного страхования «АльфаСтрахования» Борис Осипов. На начало декабря «АльфаСтрахование» уже выплатило сельхозпроизводителям свыше 111 млн руб¬лей, а общий объем возмещения, по оценкам компании, может составить несколько сотен миллионов руб¬лей. 132 млн рублей за недобор и гибель урожая из-за засухи выплатил аграрным хозяйствам «Ингосстрах». На «Росгосстрах» легла основная масса компенсаций, связанных с ущербом имуществу частных лиц, пострадавших от летних пожаров. По данным компании, уже выплачено более 182 млн руб¬лей возмещения. Однако рекорд по выплатам в этом году побила компания «Росно». Она полностью выплатила возмещения в связи с самым крупным в мировой практике страховым событием в сфере электроэнергетики – аварией, произошедшей в августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС. По данным «Росно», объем средств, возмещенных по договору страхования имущества «РусГидро», составляет $200 млн. Это рекордная сумма, которую когда-либо выплачивали российские страховщики. «Приходится признать, что в полной мере оценить качество услуг страховщика и правильность выбора партнера по страхованию возможно лишь тогда, когда случается страховой случай. Авария на Саяно-Шушенской – беспрецедентное событие и для гидроэнергетической отрасли, и для страхового рынка. Несмотря на это, наше взаимодействие с «Росно» в процессе урегулирования носило профессиональный и абсолютно конструктивный характер», – прокомментировал это событие председатель правления «РусГидро» Евгений Дод. Объем средств, направленных на возмещение убытка, был сформирован «Росно» из собственных средств, а также за счет средств, полученных по договорам перестрахования. «Поскольку один из участников перестраховочного пула пока не подтвердил готовности осуществить выплату, компанией сформирован резерв в размере 34 млн долларов», – говорится в релизе страховой компании. Как сообщил Ханнес Чопра, «Росно» находится на завершающей стадии урегулирования страхового события по договорам перестрахования, процесс переговоров завершится в первом квартале будущего года.
Иных уж нет, а те – банкроты
Количество страховщиков с начала кризиса продолжает стремительно сокращаться. По словам главы Росстрахнадзора Александра Коваля, в прошлом году было отозвано около 100 лицензий. Однако в этом году прошлогодние рекорды будут побиты. На конец ноября, по данным ФССН, уже была отозвана 101 лицензия. За декабрь этот список пополнили еще ряд компаний. Причем практически все они уходят с рынка со скандалами, не выполнив своих обязательств ни перед клиентами, ни перед партнерами. По словам Александра Коваля, цивилизованно рынок покидали только единицы: «Большинство компаний уходили, открыв двери, за которыми уже не было ничего». И хотя сами страховщики говорят о том, что на ушедшие компании приходилась мизерная доля совокупных сборов, в этом можно усомниться. Среди ушедших были не только мелкие страховщики, но и «середнячки». Так, компания «Арбат» в 2009 году собрала более 1,1 млрд рублей премий, «Урал АИЛ» – примерно 570 млн, ТПСО – около 200 млн, «Руксо» – порядка 255 млн. А это значит, что тысячи клиентов столкнулись с трудностями при получении страхового возмещения. Череда банкротств и громкие скандалы не пошли на пользу имиджу страховщиков. За период кризиса доверие населения к ним серьезно пошатнулось. «На рынке страхования наметилась тревожная тенденция: у клиентов уменьшилась готовность страховаться. Серьезно, на 50%, упала удовлетворенность качеством услуг», – говорит Ханнес Чопра. По данным исследования, проведенного в этом году Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), с октября 2008-го по июнь 2010-го доля пользователей услугами страхования в России снизилась с 42 до 29%. Причем существенно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний: доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась среди наших соотечественников с 4 до 20%. Более четверти опрошенных вообще не видят смысла в приобретении страхового полиса, еще 26% уверены в том, что страховаться невыгодно. Снизилась и доля россиян, знающих брэнды страховых компаний. А недоверие к страховым компаниям за полтора года повысилось с 17 до 25%. Так что в ближайшее время страховщикам придется серьезно поработать, чтобы вернуть клиентов.
Татьяна ЕМЕЛЬЯНОВА Крупнейшие выплаты страховщиков в 2010 году
Вся пресса за 21 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Регулирование, Управление, Огневое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
3 мая 2024 г.
|
|
Новости Липецка, 3 мая 2024 г.
Жители Липецкой области стали меньше жаловаться на банки и страховщиков
|
|
Белорусы и рынок, 3 мая 2024 г.
В Беларуси задержали страховых мошенников
|
|
ГТРК Самара, 3 мая 2024 г.
Семье самарского бойца СВО отказали в страховой выплате
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 3 мая 2024 г.
МВД сообщает о новой схеме кибераферистов с полисами ОМС
|
|
Коммерсантъ-Самара, 3 мая 2024 г.
Семье участника СВО отказали в страховой выплате за пострадавший в результате паводка дом
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 3 мая 2024 г.
После наводнений гражданам грозят добровольно-принудительным страхованием жилья
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 мая 2024 г.
Автомобили Hyundai лидируют в рейтинге безопасности по версии IIHS
|
|
Клерк.Ру, 3 мая 2024 г.
На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий
|
|
zakon.kz, 3 мая 2024 г.
Возмещение ущерба фермерам за погибший скот: разработаны правила
|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 мая 2024 г.
Появилась новая схема мошенничества с полисами ОМС
|
|
Российская газета-Сибирь, 3 мая 2024 г.
Компенсировать риски
|
|
Известия, 3 мая 2024 г.
Принять разрешение
|
|
Российская газета, 3 мая 2024 г.
После паводков предстоит восстановить тысячи домов. Почему они не были застрахованы?
|
2 мая 2024 г.
|
|
Финмаркет, 2 мая 2024 г.
Совет директоров «Ингосстраха» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2023 год
|
|
Газета.Ru, 2 мая 2024 г.
Американский бизнес начал оценивать новый вид страхования
|
|
Внешнеэкономические связи, 2 мая 2024 г.
Глава компании UnitedHealth признался, что заплатил киберпреступникам выкуп в 22 млн долларов
|
|
Интерфакс, 2 мая 2024 г.
Объемы страховых взносов и страховых выплат в Свердловской области в 2023г выросли на 20%
|
 Остальные материалы за 2 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|